Т-90 Российский ОБТ

А. Кощавцев

Отечественное танкостроение, впрочем, как и другие отрасли оборонной промышленности, сейчас находится далеко не в своем расцвете. Бездумное правление некоронованных царьков привело к тому, что превосходная научно-исследовательская и производственная база почти развалилась, старые специалисты ушли или на пенсию, или на вольные хлеба, а новых не подготовили, поскольку обучение тоже развалили... Однако в прессе постоянно печатаются материалы о новинках Российского танкостроения. И больше всего внимания уделяется единственному танку, принятому на вооружение уже в России – Т-90. Что же это за машина и как она родилась?

К началу 80-х в КБ УВТЗ («Уралвагонзавод») в Нижнем Тагиле начали разрабатывать варианты дальнейшей модернизации танка Т-72. В 1985 г. был принят на вооружение Т-72Б («Объект 184»), который был оборудован комплексом динамической защиты «Контакт», комплексом управляемого вооружения 9К120 «Свирь», однако эта машина уже была недостаточно перспективна к тому времени. Основным недостатком Т-72, в сравнении с другими советскими танками того же периода, являлась его довольно упрощенная система управления огнем 1А40/1А40-1. Это имело, конечно, свои плюсы, в частности, в процессе подготовки экипажей, но в условиях современного боя, минусы делали баланс качеств отрицательным. Поэтому при разработке нового танка «Объект 188» основной упор сделали на повышении боевой эффективности. Будущий Т-90 было решено довести до уровня Т-80У по эффективности ведения огня. Это в первую очередь предполагало установку новой системы управления огнем (СУО). Для удешевления конструкции и повышения степени унификации между отечественными танками решили взять комплекс управления оружием 1А45 «Иртыш», который серийно ставился на танки Т-80У с 1985 г.

СУО доработали под взаимодействие с автоматом заряжания, который остался почти неизменным по отношению к танку Т-72Б. Доработанный комплекс получил обозначение 1А45Т. В 1989 г. танк «Объект 188» вышел на Государственные испытания. Испытания показали очень высокую надежность новой машины. Танки испытывались в предельных режимах. Машина прошла 14 000 км, то есть полный межремонтный цикл практически без поломок и отказов. Скорость эксплуатации танка (показатель, получающийся делением показаний счетчика километража на показания счетчика моточасов) составила около 28 км/ч. Для сравнения можно сказать, что средняя скорость эксплуатации танков в строевых частях составляла в конце 80-х гг. 8–11 км/ч (cейчас, наверное, еще меньше по известным экономическим причинам). По результатам Госиспытаний средняя скорость танков по бетону на всех видах топлива составила 49–50 км/ч. Даже в условиях Средней Азии (жара, высокая запыленность) средняя скорость была 38–43 км/ч. Это очень высокие показатели, характеризующие в первую очередь высокую надежность «Объекта 188». По воспоминаниям испытателей они настолько были уверены в надежности танков, что при движении по испытательным маршрутам, иногда позволяли себе небольшие «экскурсии», уезжая от основной колонны, оснащенной ремонтными и эвакуационными средствами, на 100 и более километров. В итоге Госкомиссия рекомендовала «Объект 188» к принятию на вооружение Советской Армии. Однако этому не суждено было сбыться. В 1991 г. СССР был «благополучно» развален, и в связи с нестабильностью обстановки в стране и в военной промышленности доводили до серийного производства машину более трех лет. Перед принятием на вооружение считалось, что «188-й» будет принят под обозначением Т-72БУ, в официальных документах он так и значился: «Танк Т-72Б усовершенствованный». Однако по президентскому указу танк получил собственное наименование Т-90.

Серийное производство на «Уралвагонзаводе» фактически началось с ноября 1992 г., когда с конвейера сошли первые Т-90. Однако по меркам Союза, когда в год у нас выпускалось 1800–2000 танков, серийное производство, конечно, небольшое. Основной причиной такой ситуации является хроническое отсутствие финансирования армии. Она не может закупать танки в больших количествах, хотя «Уралвагонзавод» может достаточно быстро развернуть крупносерийный выпуск Т-90. К середине 1998 г. выпущено не более 150 серийных танков. Первой полк из 94 Т-90 получила 21-я Таганрогская Краснознаменная ордена Суворова мотострелковая дивизия Сибирского Военного Округа. Т-90 также поступили на вооружение 5-й гвардейской Донской танковой дивизии в Бурятии.

В 1996 г. Российская Армия остановила свой выбор на Т-90, как на перспективном танке для переоснащения частей и подразделений, хотя даже тогдашний начальник ГАБТУ генерал-полковник А.А.Галкин был против, считая более перспективной машиной Т-80У. Основным недостатком Т-90, имевшего вооружение и броневую защиту почти что идентичные Т-80У, считалась недостаточная мощность двигателя. Масса танка возросла, а перспективные двигатели так и не были отработаны. Однако специалисты НИИ БТВТ считают, что удельной мощности Т-90 хватает «за глаза», а погоня за тысячами «лошадиных сил» не имеет особого смысла. В итоге сейчас выпускаются и Т-90, и Т-80У на Омском заводе.

С самого начала производства Т-90 активно предлагался на экспорт. В марте 1997 г. Т-90 был показан на выставке вооружений IDEX-97 в Абу-Даби (ОАЭ). Там танк заслужил восторженные отзывы, откатав полную показательную программу. Но будет ли это иметь какие то последствия неизвестно. Сейчас танками Т-90 заинтересовалась Индия, которая хочет обновить свой танковый парк, в большой степени состоящий из Т-72 советского и лицензионного производства. Индийская делегация уже несколько раз была на Кубинке, где ей демонстрировали Т-90 в статической экспозиции и в действии. Кроме танка, предлагается полный комплекс обслуживания и обучения экипажей, включая поставку бронированно-эвакуационных машин БРЭМ-1, мостоукладчиков МТУ-72, инженерных машин ИМР-2МА и танковых тренажеров. Вполне возможно, что в ближайшее время, Индия, попавшая под прессинг Запада, из-за своих испытаний ядерного оружия, решит все-таки закупить Т-90. Этот танк будет достойным ответом на закупки Пакистаном украинских Т-84.

Так что же представляет собой Т-90 с технической точки зрения? Действительно ли это совершенно новая машина с большой перспективой на будущее?

Поскольку Т-90 является дальнейшим развитием Т-72Б, то и сравнение их конструкций будет наиболее логичным. Компоновка Т-90 осталась классической, в передней части отделение управления, в центральной боевое отделение и в кормовой - моторно-трансмиссионное отделение с поперечно расположенным двигателем.

Корпус Т-90 по конструкции почти идентичен корпусу Т-72Б, он сварной, днище штампованное, верхняя лобовая деталь многослойная со встроенной динамической защитой. В Т-90 большее внимание было уделено противорадиационной защите, поэтому место механика-водителя было дополнительно прикрыто надбоем из водородосодержащего полимера с добавками лития, бора и свинца. Кроме того, на бортовые резинотканевые экраны устанавливаются элементы комплекса встроенной динамической защиты, представляющие собой прямоугольные стальные коробки, заполненные элементами ДЗ. Первоначально на танке было установлено шесть таких экранов, однако сейчас машины имеют комплект из восьми экранов.

Башня танка литая, в лобовой части на курсовых углах до 35° с комбинированной броней. Конструктивно башня представляет собой, как бы, башню Т-72Б, адаптированную под установку комплекса управления огнем 1А45. Кормовая часть башни традиционно для машин УВЗ имеет люк для выброса поддонов. Это связано с конструкцией автомата заряжания. Башня также защищена динамической защитой. В лобовой части башни смонтированы семь блоков и один контейнер динамической защиты, кроме того, 20 блоков установлены на крыше башни.

Основным вооружением танка является 125-мм гладкоствольная пушка– пусковая установка 2А46М-2, являющаяся модификацией 2А46М-1, установленной на Т-80У. Основными отличиями этой пушки от более ранних моделей 2А46 (Д-81Т), является возможность быстрой смены ствола без демонтажа орудия из башни танка. Кроме того, тормозы отката расположены симметрично, что положительно влияет на точность стрельбы. Пушка оснащена устройством встроенного контроля выверки, поэтому выверку нулевой линии прицеливания экипаж может производить, не выходя из танка. Пушка стабилизирована в двух плоскостях стабилизатором 2Э42-4 «Жасмин» с электрогидравлическим приводом по вертикали и электромеханическим по горизонтали. Заряжание производится с помощью автомата заряжания (АЗ) карусельного типа, в котором находится 22 выстрела первой очереди. В боекомплект входят бронебойный подкалиберный снаряд, бронебойный кумулятивный снаряд, осколочно-фугасный снаряд с электронным дистанционным взрывателем и управляемая ракета 9М119 в составе выстрела 3УБК14 или 9М119М в составе выстрела 3УБК20. ОФС может действовать с системой дистанционного подрыва «Айнет». Комплекс управляемого вооружения (КУВ) 9К119 обеспечивает стрельбу по неподвижным и движущимся целям на дальностях 100–5000 м при скорости танка до 30 км/ч. Это выгодно отличает его от КУВ 9К120, установленного на Т-72Б, который мог вести стрельбу УР только с места или с коротких остановок. Кстати, мы спокойно рассуждаем о достоинствах и недостатках различных комплексов управляемого вооружения отечественных танков, но не надо забывать, что Запад от нас в этой области безнадежно отстает. С пушкой спарен 7,62-мм пулемет ПКТ. На крыше башни смонтирована зенитная пулеметная установка с дистанционным управлением с помощью прицела ПЗУ-7. Командир танка может вести огонь из 12,7-мм пулемета НСВТ-12,7, не выходя из танка с помощью привода управления. В укладке танка есть 5,45-мм автомат АКМС-74, десять ручных гранат Ф-1 и 26-мм сигнальный пистолет.

В комплекс управления огнем 1А45Т «Иртыш» входят СУО 1А42 и КУВ 9К119 «Рефлекс», ночной прицел наводчика ТПН-4-49 «Буран-ПА» и прицельно-наблюдательный комплекс командира ПНК-4С с дневным/ночным прицелом ТКН-4С «Агат-С». Вместо активно-пассивного прицела «Буран-ПА» может устанавливаться тепловизионный прицел ТО1-ПО2Т «Агава-2». Тепловизор имеет дальность действия до 2500 м («Буран-ПА» только 1200/1500 м в пассивном и активном режимах, соответственно), однако из-за проблем с серийным производством он устанавливается не на все машины. СУО, в свою очередь, состоит из дневного прицела-дальномера 1Г46 с полем зрения, стабилизированным в двух плоскостях, электронного баллистического вычислителя 1В528-1 и стабилизатора орудия 2Э42-4. Система управления огнем позволяет вводить поправки в параметры стрельбы, учитывающие скорость танка, дальность и угловую скорость цели, температуру, давление воздуха и скорость ветра в поперечном направлении с помощью емкостного датчика ветра ДВЕ-БС, температуру заряда, угол наклона цапф орудия и износ канала ствола. С помощью СУО наводчик и командир могут вести огонь из орудия и спаренного пулемета по неподвижным и подвижным целям днем и ночью в различных погодных условиях с хода и с места. На Т-90 был впервые серийно установлен комплекс оптико-электронного противодействия ТШУ-1-7 «Штора-1». Этот комплекс, принятый на вооружение еще в 1987 г., может устанавливаться на все модификации танков Т-72 и Т-80 после соответствующей доработки. «Штора-1» предназначена для защиты танка от поражения управляемым оружием с командными полуавтоматическими системами наведения типа «Tow», «Hot», «Milan», «Dragon», лазерными головками самонаведения типа «Maverick», «Hellfire», «Copper-head», а также артиллерийских систем с лазерными дальномерами. Комплекс состоит из станции оптико-электронного подавления (СОЭП), системы постановки завес (СПЗ) и системы управления комплексом. В составе СОЭП есть два излучателя ОТШУ-1-7, которые могут использоваться, как в интересах работы СОЭП, так и для обеспечения работы ночных прицельных комплексов. Основная идея работы комплекса противодействия состоит в том, что СОЭП вырабатывает сигнал, который по своим временным и частотным параметрам излучения близок к трассерам западных ПТУР. В результате при одновременном нахождении в поле зрения координатора противотанкового комплекса трассера ракеты и излучателя станции, координатор выдает на борт ракеты команды, не соответствующие истинному отклонению от линии визирования, что влечет за собой срыв процесса наведения.
Рабочее место командира танка
Место наводчика
Осветитель станции оптико-электронного подавления

СПЗ предназначена для срыва процесса управления или снижения вероятности попадания в цель противотанкового оружия, использующего лазерный подсвет целей. В СПЗ входят две точных приемных головки обнаружения лазерного излучения ТШУ-1-11 и две сдвоенные грубые приемные головки ТШУ-1-1. Приемные головки смонтированы на башне таким образом, что обеспечивают обнаружение источников лазерного излучения в секторе 360°. В случае облучения танка лазерными средствами, экипаж оповещается световой или звуковой индикацией. В направлении облучения возможен отстрел 81-мм аэрозолеобразующей гранаты 3Д17, которая за 3 с образует аэрозольную завесу, закрывающую защищаемый танк от противника. Эта завеса ослабляет и частично отражает лазерный подсвет, нарушая тем самым работу головок самонаведения и затрудняя работу наводчиков артиллерийских систем. Кроме того, если при индикации облучения командир нажмет кнопку «ЦУ» на пульте управления, то башня танка будет автоматически развернута в сторону источника облучения для его поражения основным вооружением. Для отстрела гранат 3Д17 используются штатные пусковые установки системы «Туча», изменен только угол их наклона к горизонту с 45° до 12°. Масса системы «Штора-1» составляет всего 350 кг.

На Т-90 применены различные решения по повышению живучести машины, в том числе и в условиях применения оружия массового поражения, в первую очередь ядерного. На машине применено рациональное размещение боеприпасов, топлива, установлен электромашинный привод башни. Также имеются система защиты от напалма, быстродействующая система противопожарного оборудования 3ЭЦ13 «Иней». Также стоит комплексная система противоатомной защиты (ПАЗ).

На Т-90 установлен многотопливный дизельный двигатель жидкостного охлаждения В-84МС. Мощность двигателя, разработанного в Челябинском СКБ «Трансдизель», равна 840 л.с.

Дизели серии В-84 устанавливались и на Т-72Б, но имели один недостаток - выпускные коллекторы двигателя перегревались. Поэтому на В-84МС установлены сильфоны на коллекторах, которые позволяют смешивать выхлопные газы с воздухом, что улучшает температурный режим работы коллекторов, а также снижает тепловую заметность танка. Двигатели В-84 отличаются большой надежностью, на государственных испытаниях один из прототипов Т-90 отъездил межремонтный срок на одном двигателе. Эти дизели обладают реальной многотопливностью и могут работать как на дизельном топливе, так и на бензине, и на керосине, причем без потери мощности. Небольшие потери возникают только при работе на бензине. Во время испытаний в Туркмении танки более 1500 км прошли на керосине РТ, поскольку на окружных складах не было ничего другого. Никаких претензий к работе двигателей не было. Недостатком этого двигателя можно считать большие затраты времени на его замену. Бригада техников может заменить двигатель за 6 ч, для сравнения, на американском М1А1 на это требуется 2 ч.

Однако по современным требованиям мощность в 840 л.с. считается недостаточной для машины массой 46,5 т. Поэтому отрабатывались различные варианты форсирования дизеля, например В-84КД, мощность которого была доведена до 1000 л.с. Кроме того, планировалась установка двигателей В-92 мощностью 950 л.с. или В-85 мощностью 1000 л.с. с оригинальной Х-образной схемой расположения цилиндров. Но последний двигатель еще не доведен, и неизвестно когда и будет ли вообще он установлен на Т-90. По сведениям из западных источников, на Т-90 прорабатывалась установка газовой турбины.

Механическая планетарная трансмиссия осталась почти неизменной, по сравнению с Т-72Б. В трансмиссии применены две бортовые коробки передач, имеющие семь передач вперед и одну назад. Так же почти никаких изменений не было внесено в ходовую часть танка. Подвеска торсионная, на 1-й, 2-й и 6-й парах катков установлены гидравлические лопастные амортизаторы. Опорные катки диаметром 750 мм с внешним резиновым массивом отлиты из алюминиевого сплава. По сравнению с Т-72Б, катки сделали на 10 мм шире, что улучшило распределение нагрузки на ходовую часть. Гусеница с последовательным зацеплением может поставляться как с резино-металлическим шарниром, так и с открытым шарниром. Несмотря на то, что ходовая часть Т-90 весит примерно на 300 кг больше, чем у Т-80У, она гораздо более простая и дешевая в изготовлении.

Связное оборудование состоит из УКВ радиостанции Р-163-50У и УКВ радиоприемника Р-163-УП.

Т-90 может работать с колейными минными тралами КМТ-6 или КМТ-7, имеет встроенное оборудование самоокапывания и оборудование для подводного вождения танка, позволяющего преодолевать водные преграды шириной до 1000 м и глубиной до 5 м.

На базе Т-90 разработан командирский вариант Т-90К, оснащенный дополнительной КВ-радиостанцией Р-163-50К, танковой навигационной аппаратурой ТНА-4-3 и автономным агрегатом питания АБ-1-П28.

Т-90 сейчас поступает на вооружение Российской Армии, но сможет ли он завоевать такое же «место под солнцем» как, например, Т-72, неизвестно. Машина, являющаяся модернизацией «семьдесятдвойки», принятой на вооружение 25 лет назад, должна быть сильно доработана, в первую очередь по двигательной установке и защищенности. Работы по этому на УВТЗ ведутся...