KB-1

М. Коломиец

Статья из журнала "Танкомастер" # 4-6, 1998.

Публикуется с разрешения автора и редакционной группы.

C самого начала серийного производства танков КВ (в апреле 1940 г.) стало ясно, что машина получилась довольно сложной и дорогой. Достаточно сказать, что ее корпус собирался на заклепках и гужонах, для которых приходилось сверлить в 75-мм броне 1100 отверстий диаметром 25 - 30 мм, а в 600 из них еще и нарезать резьбу! А борта башни танка состояли из четырех частей, которые изготавливались из 75-мм броневого листа на специальных гибочных приспособлениях.

Поэтому уже в июне 1940 г. начались работы по снижению трудоемкости изготовления нового танка. Уже с 1 июля 1940 г. в серийное производство была введена новая башня, в которой передняя и задняя грани были плоскими, а боковые, имевшие небольшой излом, выполнялись при помощи штамповки. Это позволило отказаться от использования дорогостоящих гибочных приспособлений и упростить производство башен. В это же время группа инженеров НИИ-48 - Горячев А.П., Бабичев Б.И., Карандашев Н.М., Срибный И.Ф. - начала прорабатывать возможность замены клепаных соединений сварными. Были изготовлены и испытаны обстрелом специальные узлы с различными вариантами сварных соединений.

Результаты этой работы обсуждались в сентябре 1940 г. на расширенном совещании представителей Ижорского и Кировского заводов, а также военной приемки Автобронетанкового Управления РККА. Применение сварки в конструкции КВ было одобрено, но из-за отсутствия опыта часть соединений была оставлена в старом варианте с применением заклепок и гужонов. Тем не менее уже к концу сентября 1940 г. в конструкции КВ 2/3 всех гужонов и 1/3 заклепок были заменены сваркой.

Претерпело изменение и вооружение танка - с октября 1940 г. в лобовом листе корпуса стали устанавливать курсовой пулемет, огонь из которого вел радист. В это же время на Кировском заводе велись работы по замене артсистемы на КВ. Дело в том, что устанавливавшаяся на танке 76-мм пушка Л-11 была очень дорогой и сложной в обслуживании.

Новое 76-мм орудие Ф-32 завода № 92 при таких же баллистических данных было значительно проще и примерно на 30 % дешевле. Согласно постановлению ЦК ВКП(б), Кировский завод уже в октябре 1940 г. должен был начать производство пушек Ф-32 и установку их в КВ. Но по ряду причин новое орудие стали монтировать в танки только в январе 1941 г.

А в феврале 1941 г. пулеметная установка в корме башни была унифицирована с установкой в лобовой части корпуса. В таком виде, за исключением небольших изменений внутри танка, КВ производились вплоть до начала Великой Отечественной войны.

Уже на пятый день войны, 26 июня 1941 г., Народный комиссар среднего машиностроения подписал приказ № 253сс, согласно которому вводился в действие мобилизационный план II полугодия 1941 г. по увеличению выпуска танков КВ. Этим же приказом предписывалось провести усиление брони путем экранировки: "Толщина экрана для лобового листа корпуса танка - 25 мм, толщина экрана для лобового листа башни - 90 - 100 мм. Разрешается производить изменения в чертежах для снижения трудоемкости, не снижая боевых качеств танка". Уже через несколько дней экранированные танки стали поступать на фронт. Следует отметить, что лобовую проекцию башни экранировали не на каждой машине, а вот лобовой лист корпуса, начиная с 1 июля 1941 г. подвергался экранировке в обязательном порядке.

Первые же недели войны показали, что единственным немецким орудием, способным бороться с КВ, является 88-мм зенитка. Поэтому в начале июля 1941 г. Кировский завод начал усиливать и бортовую броню танков КВ. Дополнительные бронелисты толщиной 25 - 35 мм в первую очередь навешивались на башню. Причем они крепились болтами к стальным бонкам, приваренным к основной броне башни. Зазор между основной и накладной броней закрывался жестяной полосой, прихваченной сваркой в нескольких местах.

Кроме того, на части танков усиливали борта корпуса, прикручивая дополнительные 25-мм броневые накладки непосредственно к основной броне. Всего в период с середины июля до конца сентября 1941 г. подобной экранировке подвергался примерно каждый четвертый КВ, выходивший из ворот завода. Естественно, что масса танков с дополнительным бронированием значительно выросла, а следовательно, возросла нагрузка на ходовую часть. Поэтому в начале июля 1941 г. были введены усиленные опорные катки - в отличие от прежних, они не имели отверстий в диске. Правда, этот вариант оказался не очень удачным, и уже в конце июля в производство был запущен другой вариант - с отверстиями в диске и с дополнительными ребрами жесткости.

В июле 1941 г. из-за резкого увеличения программы выпуска КВ Кировский и Ижорский заводы провели значительные работы по упрощению конструкции танков. Так, балансир нижней подвески, первоначально изготавливавшийся кованым, стали выполнять штамповкой. Торсионные валы были переведены на изготовление из катанной (вместо кованой) заготовки, что позволило увеличить выпуск торсионов в 4-5 раз. Штампованные катки нижней подвески были заменены на литые, что позволило сократить цикл их производства и высвободить около 120 станков.

Кроме того, в июле - августе была упрощена конструкция башни, люков, траков гусениц. Для увеличения запаса хода были введены пять дополнительных бачков с топливом и маслом, которые в походном положении устанавливались на надгусеничных полках, а перед боем снимались. В таком виде танки КВ выпускались в Ленинграде вплоть до 18 октября 1941 г., когда их производство было эвакуировано на Челябинский тракторный завод. Последний еще с января 1941 г. налаживал серийное изготовление КВ и к октябрю 1941 г. сумел собрать 76 танков. Всего же с апреля 1940 г. по ноябрь 1941 г. было выпущено 1019 танков КВ-1, из них 143 машины с пушками Л-11.

Начиная с ноября 1941 г., уже в Челябинске в производство пошел другой вариант КВ: с пушкой ЗИС-5, упрощенным корпусом и литой башней.

Но рассказ о нем - впереди.