Стратегия

Обреченность похода эскадры Роже-ственского совершенно очевидна. Однако прежде чем еще раз обвинить руко-водство России в несчастьях этой вой-ны, необходимо вспомнить все стратеги-ческие реалии. Противоборство России и Японии на Дальнем Востоке оказа-лось в значительной мере "делом мор-ским". Войска микадо, высадившиеся в Корее и Маньчжурии, полностью зави-сели от надежности морских коммуни-каций с метрополией. Да и сама высадка вряд ли могла состояться при господстве русского флота, да и просто при более активных действиях Порт-Артурской эскадры. Но даже когда "поезд уже ушел", и экспедиционный корпус дви-нулся по просторам Маньчжурии - к Порт-Артуру и навстречу главным си-лам русской армии, захват пути его снабжения мог бы оказать влияние на весь ход войны. Поэтому решение от-править на помощь блокированной в своей базе 1-й Тихоокеанской эскадре силы Рожественского (первоначально включавшие только новые броненосцы и крейсера) было не только не бессмыс-ленным, но и возможно единственным активным шагом. Соединившись, рус-ские корабли имели бы весьма заметное превосходство над японцами, которое отчасти компенсировало бы неудобство стратегического положения.

А неудобство было поистине чудовищным. Две русские базы - Владивосток и Порт-Артур - разделяли 1045 миль. Реально флот мог базироваться только на один из этих пунктов. Но Порт-Артур "заперт" в глубине Печилийского залива, а Владивосток замер-зает на 3,5 месяца в году. Ремонтные возможности обоих портов стоили друг друга, а именно - практически отсутст-вовали. В таких условиях только боль-шое преимущество в силах давало шан-сы на активные действия и успех.

Как только пал Порт-Артур и погибли корабли 1-й эскадры, стратегическое положение русских военно-морских сил на Дальнем Востоке стало безнадеж-ным. Все темпы были потеряны. Посто-янные задержки эскадры Рожествен-ского привели к тому, что японские корабли исправили все повреждения, а русские постепенно теряли боеспособ-ность в изнурительном тропическом плавании. В таком положении требова-лось смелое стратегическое и политиче-ское решение, но ... его не было. Пра-вительство и военно-морское командо-вание России попало в своеобразное положение, именуемое в шахматах "цугцванг" - вынужденная последова-тельность ходов. Действительно, ото-звать 2-ю Тихоокеанскую эскадру с по-ловины пути означало не только при-знать свою военную слабость, но и по-терпеть крупное политическое пораже-ние, а главное - полностью отказаться от попытки быстро выиграть войну, пе-ререзав коммуникации Японии с Ко-реей. Но и продолжение похода столь же последовательно вело к проигрышу. Даже если кораблям Рожественского удалось бы благополучно миновать Цу-симскую западню, их будущее выгляде-ло бы безнадежным. Действовать из удаленного от японских коммуникаций Владивостока в составе эскадры было бы почти невозможно. Одного-двух дозор-ных крейсеров японского флота хватало для того, чтобы вовремя предупредить Того о выходе русских. Кроме того, Владивосток легко блокировался мина-ми, так что единственное, что мог бы предпринять благополучно пришедший в него Рожественский - выбрать для сражения с японским флотом другой день и другое место.

Неоднократно высказывались предположения о том, что командующий русской эскадрой мог "обойти" япон-ские силы, попытавшись проникнуть во Владивосток не прямым путем через Корейский пролив, а пройдя вдоль вос-точного побережья Японии, через Сангарский пролив или пролив Лаперуза.

Надуманность подобных рассуждений совершенно очевидна. Реальная даль-ность плавания русских броненосцев (с учетом количества угля и состояния машинных команд) составляла пример-но 2500 миль (по данным В.П.Костен-ко) . Это означает, что потребовалась бы не одна погрузка угля в открытом море, и не в ласковых тропических широтах, а в холодном весеннем Тихом океане. Кроме того, шансов пройти незамечен-ной у столь большой и медлительной эскадры вдоль всего побережья Японии практически не было. Походы Владиво-стокского крейсерного отряда показы-вают, насколько интенсивным было су-доходство у ее восточного побережья. А для полного раскрытия подобной аван-тюры было достаточно одного нейтраль-ного парохода, который нельзя было бы ни потопить, ни заставить промолчать. Дальнейшие "ходы" Того мог рассчи-тать с большой точностью, и в резуль-тате русская эскадра была бы вынужде-на принять бой уже в совсем невыгод-ных условиях северных широт, с высо-кой вероятностью принять бой во время перегрузки угля или недостаточном его запасе.

Немалые трудности предстояли бы и при попытке пройти северными проли-вами. 3 крейсера Владивостокской эс-кадры провели неприятные дни, когда не могли войти в пролив Лаперуза из-за густого тумана. В конце концов контр-адмирал Йессен был вынужден принять решение идти к Сангарскому проливу. Русские крейсера все же благополучно добрались до Владивостока на послед-них остатках топлива. Нетрудно пред-ставить, что произошло бы с огромной, неповоротливой эскадрой Рожествен-ского при подобной же попытке! Вполне возможно, что некоторые из ее кораблей постигла бы участь севшего на мель "Богатыря", но не вблизи своих берегов, а прямо в "логове японского тигра". По меньшей мере можно было ожидать пол-ного расстройства эскадры.

Если предположить почти невероят-ное, что русская эскадра пробралась незамеченной вдоль всей Японии, то проход через любой из проливов не мог остаться в тайне. Но даже если бы Ро-жественский благополучно форсировал Лаперузов или Сангарский пролив, это отнюдь не избавляло его от сражения. При вполне вероятном заблаговремен-ном обнаружении флот Хейхатиро Того ждал бы его где-нибудь у выхода одного из проливов. Слишком малая крейсер-ская скорость русской эскадры обрека-ла ее на перехват японцами задолго до Владивостока (расстояние от Владиво-стока до пролива Лаперуза - 500 миль, до Сангарского пролива - 400 миль, до стоянки Того у южной оконечности Ко-реи или до Сасебо - 550 миль; крейсер-ная скорость кораблей Рожественского - 8-9 узлов, японского Объединенного флота - не менее 10-12 узлов). Конеч-но, бой произошел бы гораздо ближе к русской базе, в нем возможно не смогли бы принять участие малые японские миноносцы, но на пути к столь сомни-тельному благополучному исходу было множество подводных камней - в пря-мом и переносном смысле! Наконец, как отмечалось уже выше, даже благо-получный приход эскадры во Владиво-сток в целости и сохранности мало что давал для достижения успеха в войне. Редкий и показательный случай страте-гической безысходности!