II. Рождение

Официальная причина этого была прозаической. В марте 1942 г. Гитлер потребовал от "танковой комиссии" создания нового штурмового орудия на базе PzKpfw IV и VK 4501. вооруженного длинноствольной противотанковой 88-мм пушкой РаК 43 фирмы Рейнметалл. Расчеты показали, что шасси PzKpfw IV без переделки использовать для этой цели нельзя: фирма Хеншеля не успевала с работами по доводке своего тяжелого танка и потому не решилась на проектирование САУ, чего нельзя сказать о докторе Порше. который охотно взялся за создание нового штурмового орудия.

При разговоре Гитлера с Альбертом Шпеером 23.06.1942 г. было решено передать все готовые и находящиеся в сборке шасси "Тигров" Ф.Порше (в количестве 92 штук) для срочного изготовления штурмовых орудий. Именно с этого момента работы над танком Порше были остановлены, а штурмовому орудию дали "зеленую улицу".

Создавая проект нового штурмового орудия, доктор Порше решил использовать опыт постройки двух опытных самоходных орудий Sfl V. вооруженных 128-мм орудиями. Он также остановился на заднем расположении боевого отделения, но выполнил его цельнобронированным и более просторным. Увлекшись, он проработал конструкционную схему танка, вооруженного длинноствольной пушкой с задним расположением боевого отделения.

Но времени не было, поэтому КБ "Порше-АГ" совместно с фирмой "Алкетт" (Almerkische Kettenfabrik) разработали лишь схему "конверсии" уже готовых танковых шасси и корпусов в самоходные. После неизбежных доработок конструкции, проведенных по согласованию с Управлением Вооружений, документация на САУ была передана на заводы "Нибелунгенверк", где находились собранные танковые корпуса и куда поступали детали ходовых частей. Не вполне понятно, почему с утвержденного всеми инстанциями проекта был изъят курсовой оборонительный пулемет (который предполагался к установке в лобовом листе рубки) и почему листы дополнительного бронирования были установлены без наклона.

В началу 1943 г. вокруг скопившихся на "Нибелунгенверк" корпусов и шасси началось активное движение. Каркасы недостроенных танков понемногу начали обрастать новым "мясом", которое радикально видоизменяло их облик. Штурмовые орудия были похожи на массивные русские печи с лежанками, сильно отличаясь своим силуэтом от всех прежних бронетанковых сооружений третьего рейха. А главное - сочетание столь мощного орудия и столь толстой брони (которую не пробивала даже танковая пушка самого "Тигра"!) давало в руки их экипажей большие козыри при встрече с любыми вражескими танками.

В 1943 году КБ "Порше АГ" провело проектные работы по созданию специального танка - тарана "Rammhaube" на базе ходовой части своего тяжелого танка. Назначение тарана было прозаическим - разрушать стены зданий в ходе городских боев. Требования для создания такой машины поступили из Управления Вооружений после боев в Сталинграде. Однако по завершении проектирования интерес у заказчика к машине угас, и все работы по ней были свернуты.

Весной 1943 г., после традиционной демонстрации вождям Третьего Рейха, новые штурмовые орудия начали поступать на фронт, где началось формирование двух истребительно-противотанковых батальонов. В знак уважения к конструктору этих машин, А.Гитлер самолично присвоил им имя "Фердинанд" (официальный приказ вышел в начале февраля 1943 г.) и распорядился, чтобы все выходящие из ворот самоходки отправлялись на фронт без дополнительных испытаний. Это обстоятельство немало заботило "Фердинанд-фатера" и он, по его собственному признанию, был очень удивлен, что с фронта не приходило жалоб на качество изготовления этих неказистых машин.